Материал из Википедии ― свободной энциклопедии
Жак Деррида́ (фр. Jacques Derrida; 15 июля 1930, Эль-Биар, Алжир ― 9 октября 2004, Париж, Франция) ― французский философ и теоретик литературы, основатель деконструктивизма.
Родился 15 июля 1930 в Эль-Биаре (Алжир), в богатой еврейской семье. Он был третьим ребенком своих родителей. Они назвали его Джеки, предположительно в честь некоего голливудского актёра (впоследствии, перебравшись в Париж, он поменял свое имя на более привычное французам «Жак»).
В 1942 году, на втором году обучения, Деррида был исключён из лицея по причине национальности: режимом Виши была установлена квота для учеников-евреев.
В 1948 году серьёзно увлекся философией Руссо, Ницше и Камю.
В 19 лет переехал из Алжира во Францию, где с третьей попытки в 1952 году поступил в Ecole Normale Supérieure. Здесь Деррида, в частности, посещает лекции М. Фуко, заводит знакомство с ним и с другими впоследствии знаменитыми французскими интеллектуалами.
В 1960―1964 был ассистентом в Сорбонне.
С 1964 Деррида ― профессор философии в Grandes Ecoles в Париже.
В 1966 принимает участие в Международном коллоквиуме «Языки критики и гуманитарные науки» в университете Джонса Хопкинса (Балтимор), вместе с Р. Бартом и др.
С 1968 по 1974 преподавал в университете Джонса Хопкинса.
После 1974 ― преподаватель Йельского университета.
Скончался 9 октября 2004 в Париже от рака поджелудочной железы.
Творчество[править | править исходный текст]
Деррида публикует свою первую значительную работу - перевод работы Э. Гуссерля «Начало геометрии» (с собственным введением) в 1962 году.В 1963―1967 печатает в периодике статьи, включенные позднее в состав работ «О грамматологии» и «Письмо и различие».
В 1967 почти одновременно вышли первые книги, сделавшие имя Деррида известным ― «О грамматологии», «Письмо и различие» ― «первые и по сю пору самые читаемые среди многих десятков его книг»[1], и дополняющее их небольшое сочинение «Голос и феномен». Работа «О грамматологии» посвящена анализу философии языка Ж. Ж. Руссо, но по своему содержанию значительно шире. Работа содержит основные понятия, выработанные Деррида. Предмет книги ― история развития графических знаков, господство которых является основанием западной культуры.
«Письмо и различие» представляет собой сборник статей, посвященным различным аспектам теории языка. В этой книге исследуется творчество Р. Декарта, З. Фрейда, А. Арто и других. В ней даются определения таких важных для Деррида понятий, как структура, различие, фармакон и других. Статья «Когито и проблема безумия» послужила началом дискуссии Деррида и Фуко о роли безумия в становлении западной рациональности.
Книга «Рассеяние» (1972, в русском переводе ― «Диссеминация») посвящена анализу диалога Платона «Федр». Эта работа носит следы формального эксперимента ― текст не представляет собой традиционный научный труд, а является сочетанием разнородных фрагментов, графических схем и многочисленных цитат. Главные понятия этой книги ― это фармакон (фармация), развязывание, устройство (рамка). Фармакон ― это метафора языка, одновременно ядовитое и целебное средство. Развязывание ― это способ машинального воспроизведения текста. Устройство ― это механизм восприятия текста, создание иллюзии видимости читаемого.
Позднее были опубликованы работы «Поля философии» (1972), «Позиции» (1972), «Похоронный звон» (1974), «Шпоры. Стили Ницше» (1978), «Почтовая открытка. От Сократа к Фрейду и далее» (1980), «Психея: изобретения другого» (1987), «И подписано: Понж» (1988), «Призраки Маркса» (1993), «Хора» (1993), «Сила закона» (1994), «Монолингвизм другого» (1996), «Прощайте ― Эммануил Левинас» (1997), «Местопребывание. Морис Бланшо» (1998) и другие.
Философия[править | править исходный текст]
Деррида ― один из наиболее авторитетных постмодернистских философов. Большое влияние на философию Деррида оказала феноменология и психоанализ. Позиция Деррида сформировалась в рамках постструктурализма. Деррида критикует представителей структурализма Леви-Строса и Соссюра за ненаучность. Он активно пользуется понятием письма для обозначения литературных и философских текстов. Способ изучения текста для Деррида - деконструкция, то есть, разборка текста на составные элементы и их произвольная сборка заново.
Основные понятия деконструкции - это наличие, логоцентризм, след, различие, письмо. Наличие - это способ бытия всего, что существует. Логоцентризм - способ представления о наличии в западно-европейской культуре. Логоцентризм связан с развитием метафизики. След - форма неналичия, отсутствия бытия. Различие - понятие, обозначающее нетождественность наличного чему-то иному. Письмо - это способ выражения логоцентризма.
Общественная деятельность[править | править исходный текст]
Деррида придерживался левых убеждений. В традициях французской «ангажированной мысли» (Сартра, Фуко) полагал, что интеллектуал должен активно участвовать в жизни общества и быть политической фигурой.
Публично и печатно выступал в защиту нелегальных иммигрантов. Способствовал распространению во Франции практик мультикультурализма.
Выступал в поддержку восточноевропейских диссидентов. В 1981 году во время пребывания в Праге был арестован. Освобождён после личного вмешательства президента Миттерана.
В 1995 году входил в предвыборный штаб Лионеля Жоспена, кандидата-социалиста на президентских выборах.
Свой доклад, который лёг в основу книги «Призраки Маркса», Деррида посвятил памяти убитого южноафриканского коммуниста Криса Хани.
В 2002 году Деррида, вместе с другими французскими интеллектуалами, подписался под протестным письмом Владимиру Путину о нарушении прав человека в Чечне [2]
Жак Деррида́ (фр. Jacques Derrida; 15 июля 1930, Эль-Биар, Алжир ― 9 октября 2004, Париж, Франция) ― французский философ и теоретик литературы, основатель деконструктивизма.
Родился 15 июля 1930 в Эль-Биаре (Алжир), в богатой еврейской семье. Он был третьим ребенком своих родителей. Они назвали его Джеки, предположительно в честь некоего голливудского актёра (впоследствии, перебравшись в Париж, он поменял свое имя на более привычное французам «Жак»).
В 1942 году, на втором году обучения, Деррида был исключён из лицея по причине национальности: режимом Виши была установлена квота для учеников-евреев.
В 1948 году серьёзно увлекся философией Руссо, Ницше и Камю.
В 19 лет переехал из Алжира во Францию, где с третьей попытки в 1952 году поступил в Ecole Normale Supérieure. Здесь Деррида, в частности, посещает лекции М. Фуко, заводит знакомство с ним и с другими впоследствии знаменитыми французскими интеллектуалами.
В 1960―1964 был ассистентом в Сорбонне.
С 1964 Деррида ― профессор философии в Grandes Ecoles в Париже.
В 1966 принимает участие в Международном коллоквиуме «Языки критики и гуманитарные науки» в университете Джонса Хопкинса (Балтимор), вместе с Р. Бартом и др.
С 1968 по 1974 преподавал в университете Джонса Хопкинса.
После 1974 ― преподаватель Йельского университета.
Скончался 9 октября 2004 в Париже от рака поджелудочной железы.
Творчество[править | править исходный текст]
Деррида публикует свою первую значительную работу - перевод работы Э. Гуссерля «Начало геометрии» (с собственным введением) в 1962 году.В 1963―1967 печатает в периодике статьи, включенные позднее в состав работ «О грамматологии» и «Письмо и различие».
В 1967 почти одновременно вышли первые книги, сделавшие имя Деррида известным ― «О грамматологии», «Письмо и различие» ― «первые и по сю пору самые читаемые среди многих десятков его книг»[1], и дополняющее их небольшое сочинение «Голос и феномен». Работа «О грамматологии» посвящена анализу философии языка Ж. Ж. Руссо, но по своему содержанию значительно шире. Работа содержит основные понятия, выработанные Деррида. Предмет книги ― история развития графических знаков, господство которых является основанием западной культуры.
«Письмо и различие» представляет собой сборник статей, посвященным различным аспектам теории языка. В этой книге исследуется творчество Р. Декарта, З. Фрейда, А. Арто и других. В ней даются определения таких важных для Деррида понятий, как структура, различие, фармакон и других. Статья «Когито и проблема безумия» послужила началом дискуссии Деррида и Фуко о роли безумия в становлении западной рациональности.
Книга «Рассеяние» (1972, в русском переводе ― «Диссеминация») посвящена анализу диалога Платона «Федр». Эта работа носит следы формального эксперимента ― текст не представляет собой традиционный научный труд, а является сочетанием разнородных фрагментов, графических схем и многочисленных цитат. Главные понятия этой книги ― это фармакон (фармация), развязывание, устройство (рамка). Фармакон ― это метафора языка, одновременно ядовитое и целебное средство. Развязывание ― это способ машинального воспроизведения текста. Устройство ― это механизм восприятия текста, создание иллюзии видимости читаемого.
Позднее были опубликованы работы «Поля философии» (1972), «Позиции» (1972), «Похоронный звон» (1974), «Шпоры. Стили Ницше» (1978), «Почтовая открытка. От Сократа к Фрейду и далее» (1980), «Психея: изобретения другого» (1987), «И подписано: Понж» (1988), «Призраки Маркса» (1993), «Хора» (1993), «Сила закона» (1994), «Монолингвизм другого» (1996), «Прощайте ― Эммануил Левинас» (1997), «Местопребывание. Морис Бланшо» (1998) и другие.
Философия[править | править исходный текст]
Деррида ― один из наиболее авторитетных постмодернистских философов. Большое влияние на философию Деррида оказала феноменология и психоанализ. Позиция Деррида сформировалась в рамках постструктурализма. Деррида критикует представителей структурализма Леви-Строса и Соссюра за ненаучность. Он активно пользуется понятием письма для обозначения литературных и философских текстов. Способ изучения текста для Деррида - деконструкция, то есть, разборка текста на составные элементы и их произвольная сборка заново.
Основные понятия деконструкции - это наличие, логоцентризм, след, различие, письмо. Наличие - это способ бытия всего, что существует. Логоцентризм - способ представления о наличии в западно-европейской культуре. Логоцентризм связан с развитием метафизики. След - форма неналичия, отсутствия бытия. Различие - понятие, обозначающее нетождественность наличного чему-то иному. Письмо - это способ выражения логоцентризма.
Общественная деятельность[править | править исходный текст]
Деррида придерживался левых убеждений. В традициях французской «ангажированной мысли» (Сартра, Фуко) полагал, что интеллектуал должен активно участвовать в жизни общества и быть политической фигурой.
Публично и печатно выступал в защиту нелегальных иммигрантов. Способствовал распространению во Франции практик мультикультурализма.
Выступал в поддержку восточноевропейских диссидентов. В 1981 году во время пребывания в Праге был арестован. Освобождён после личного вмешательства президента Миттерана.
В 1995 году входил в предвыборный штаб Лионеля Жоспена, кандидата-социалиста на президентских выборах.
Свой доклад, который лёг в основу книги «Призраки Маркса», Деррида посвятил памяти убитого южноафриканского коммуниста Криса Хани.
В 2002 году Деррида, вместе с другими французскими интеллектуалами, подписался под протестным письмом Владимиру Путину о нарушении прав человека в Чечне [2]