Корейский синдром: обещания в обмен на ресурсы
Опубликовано 24.07.2013 автором kirill_marenin
Рыбаки Республики Корея смогут выловить в 2013-м в нашей экономзоне более 60 тысяч тонн рыбы. Мы предоставляем этой стране свои ресурсы в надежде, что ее порты перестанут принимать краб, незаконно добытый в российских водах. Оправдаются ли надежды?
Как говорится на сайте Федерального агентства по рыболовству, по итогам июльского заседания российско-корейской комиссии по рыбному хозяйству решено увеличить квоты рыбакам Республики Корея в нашей экономзоне. В 2013-м она составит более 60 тысяч тонн водных биоресурсов. В ответ Россия ждет более активных действий по пресечению контрабандных поставок в Южную Корею нашего краба. Однако подобные надежды обычно не оправдывают ожиданий. Даже соглашение между нашими странами о сотрудничестве в области предупреждения незаконного промысла, которое вступило в силу в 2010 году, не изменило ситуацию кардинально. Корейцы нашли массу путей, чтобы его обойти. Поэтому очередные обязательства наших соседей и даже принятие их национальным собранием запрета на незаконную торговлю крабом пока не убедительны.
Скептики считают, что Южная Корея в очередной раз воспользовалась нашей щедростью, ничего не дав взамен, кроме обещаний. Более того, помимо межгосударственных соглашений южнокорейцы уже завладели значительной долей российских ресурсов через свои аффилированные компании в нашей стране. Как заявил глава ФАС Игорь Артемьев, речь идет примерно о 20 российских рыболовецких предприятиях. По данным газеты «Коммерсант», эта двадцатка контролируют вылов 220-250 тысячи тонн минтая или 12-15% общероссийской квоты этого вида рыбы. Среди корейских компаний, которые являлись или являются учредителями юридических лиц в РФ, названы Silla Co LTD и SajoDaerim Corporation.
Не лишним будет вспомнить, как корейцы внедрялись в наш рыбный бизнес. Ниже приводится статья на эту тему, которая была опубликована в 2005 году.
ОПЕРАЦИЯ «ВНЕДРЕНИЕ»
Квоту на добычу российских водных биоресурсов, которую южнокорейские фирмы получают от нашей страны, можно смело умножать в разы, если учесть, что большая часть их флота переведена под флаг РФ. Для этой цели рыбные олигархи Южной Кореи создали на Дальнем Востоке массу «карманных» компаний, якобы российских, которые на самом деле обслуживают интересы другой страны.
Что прячет в мешке «Шилла»?
17 Марта 2000 Года Камчатская spetsmorinspektsiya sovmestno с pogranichnikami zaderzhali в Ohotskom море gruppu inostrannыh Судов: traulerы "Хан Ил", "Хан Джин" и plavbazu «Шин Энн".
Вся троица принадлежала южнокорейской фирме «Шилла компани ЛТД» (Silla Co Ltd).
На борту было обнаружено более 400 тонн неучтенного минтая и большое количество фарша, на изготовление которого пошло около 2 тысяч тонн сырца. Суда отправились под конвоем в Петропавловск, их капитаны – в СИЗО.
Через месяц капитаны были осуждены. Компании предъявили к возмещению экологический ущерб 145.051.980 рублей 90 копеек (около $ 5 млн) К этой сумме можно прибавить еще более 4 млн рублей. Это судебные издержки, связанные с вещественными доказательствами — изъятой продукцией: разгрузка, хранение, оплата таможенных сборов.
«Шилла» заплатила примерно половину – 79.123.898 рублей.
И заверила, что остальная сумма будет перечислена в самое ближайшее время. Ей пошли на встречу. Отпустили ее суда на промысел. После этого «Шилла» не заплатила больше ни копейки. Иными словами, кинула наше государство на 2,5 миллиона баксов.
Можно было предположить, что таких кидальщиков уже и близко подпустят к российской экономзоне. Но «Шилла» не только вернулась, но еще и зацепилась здесь так, что ее отсюда уже не выкинешь.
В январе 2003 года в Анадыре было зарегистрировано ООО «Аян» (с филиалом во Владивостоке). Руководителем и главным бухгалтером в нем значится Лилия Анатольевна Белая, проживающая в Москве. А учредителями – чукотское ОАО «Тралфлот» и «Шилла компани ЛТД». У каждого по 50 % в уставном капитале.
На «Аян» зарегистрированы траулеры «Хан Ил» и «Хан Джин». Те самые суда-браконьеры. Им даже не поменяли названия. С января 2003 года они работают в России под российским флагом.
Всего лишь через месяц после регистрации во Владивостокском рыбном порту траулеры опять стали «светиться» в оперативных сводках. 24 февраля 2003 года инспекторы Камчатской государственной морской инспекции проверили БМРТ «Хан Ил». Были выявлены нарушения правил промысла и природоохранного законодательства.
На 2004 год «Аян» собрал квоту — 12 тысяч тонн минтая. 6 тысяч из них он осваивал по договору с приморскими предприятиями.
Другие 6 тысяч – это промышленные квоты второго учредителя «Аяна» — чукотского тралфлота. Разумеется, вся продукция уходит в Южную Корею. Фактически происходит завуалированная продажа квот.
Как позволили иностранной компании, которая должна нашему государству более $ 2 млн, создать на территории России фирму и работать на наших ресурсах? Почему разрешили перевести ей свой флот под российский флаг? Выходит, иностранцам можно и штрафы не платить, и квоты получать?
В 2004 году Камчатская спецморинспекция обратилась в арбитражный суд с просьбой арестовать «Хан Ил» и «Хан Джин» и запретить передавать их в аренду, чтобы таким образом «выжать» из «Шиллы ЛТД» остаток долга. Но ничего этого сделано не было.
Семейство «цитрусовых»
В марте 2001 года у Северных Курил после долгой погони и предупредительной стрельбы было остановлено судно «Цитрус» южнокорейской фирмы «Даерим Корпорейшен» (Daerim Corporation). Обнаружить следы браконьерской деятельности на «Цитрусе» не удалось. Но то, что такая деятельность велась, почти не вызывает сомнений. Иначе, зачем убегали?
А спустя месяц в Петропавловске задержали ведущего специалиста Управления охраны, воспроизводства рыбных запасов и регулирования рыболовства, жителя Московской области С. Мирошниченкова, который работал наблюдателем на «Цитрусе» и покинул судно незадолго до инцидента. Его обвинили в получении взятки от капитана – без малого $ 10 тыс. Но доказательств не хватило. Обвинение пришлось строить только на контрабанде валюты. В общем, неприятный осадок от «Цитруса» остался.
В том же году «Цитрус» и еще два корейских судна «Экарма – 7» и «Эндьюранс» были оформлены на московско-сахалинское ЗАО «Экарма-Сахалин» по договору лизинга с компаниями «КДЛС лиз энд файнэнс лтд» и «Даерим Корпорейшен».
Чтобы представить, чем они занимались в наших водах, предлагаю «переключиться» с «Цитруса» на другое судно из этой троицы.
17 мая 2002 года сотрудники Камчатской госморинспекции (КГМИ) пограничного управления устроили проверку на БАТМе «Экарма – 7». По разрешению Сахалинрыбвода судно должно было вести промысел терпуга, но добывало минтай. Браконьеры успели выловить более 428 тонн минтая, из которого тут же гнали продукцию. БАТМ привели в Петропавловск.
В итоге начальник КГМИ постановил: подвергнуть капитана административному штрафу, взыскать с фирмы ущерб, судно отпустить без возбуждения уголовного дела.
В скобках замечу, что в 1999 году руководители силовых структур Камчатской области подписали совместное указание «Об организации взаимодействия по выявлению и пресечению посягательств на рыбные запасы…» Согласно этому документу, в органы следствия и дознания должны направляться все дела, ущерб по которым в 2 тысячи и более раз превышают минимальный размер оплаты труда. Умножаем 2.000 на тогдашний МРОТ – 450 рублей, получается 900 тысяч рублей.
В случае с «Экармой – 7» ущерб зашкалил за миллион долларов. И что? Плати штраф и воруй дальше? Полагаю, здесь были задействованы некие «ресурсы», которые позволили ЗАО «Экарма – Сахалин» выйти из этой ситуации с минимальными потерями.
«Профессоры» грабежа
Наш следующий «герой» – корейская компания «Шинву Шиппинг». Несколько лет назад она профинансировала покупку четырех БАТМов польской постройки и передала их в управление созданной в Магадане ООО «Северо-Восточная морская компания» (СВМК).
2 февраля 2002 года в Охотском море было задержано одно из этих судов – БМРТ «Рекин». Причина: промысел минтая и сельди в запретном районе. Капитан был оштрафован.
В мае 2002 года в центре контроля Северо-Восточного погрануправления пришли к выводу, что «Рекин» и второй БМРТ той же компании «Хайдук» браконьерят. Судам дали команду при смене района промысла пройти проверку в контрольной точке. Суда пошли южнее.
Тогда на перехват был послан пограничный корабль, который остановил «Рекин». Увидев это, капитан «Хайдука» повел судно назад в Охотское море. Но там его остановили и осмотрели. На БМРТ обнаружили 600 тонн неучтенного минтая.
Тем временем приступили к осмотру «Рекина». Проверка затянулась. Капитан «Рекина» стал требовать, чтобы судно отпустили. Не дожидаясь ответа, БМРТ стал уходить – прямо с осмотровой группой на борту. «Рекин» все-таки остановили, привели в Петропавловск. На его борту оказалось 940 тонн минтая – «неучтенки». Выяснилось, что промыслом фактически руководил менеджер «Шинву Шиппинг», который находился на судне.
Было возбуждено уголовное дело. БМРТ попали под арест. Суд постановил взыскать с СВМК более 250 млн рублей.
Суда оставались под арестом, когда приказом Госкомрыболовства их переименовали: «Хайдук» — в «Профессора Моисеева», «Рекин» — в «Мыс Блиган».
Страсти вокруг СВМК еще не улеглись, а эта компания на 2003 год получила бесплатные промышленные квоты аж на 2.000 тонн минтая и 2.000 тонн сельди. А потом ей накинули еще несколько тысяч тонн.
Всего получилось 9.258 тонн минтая и 3.130 тонн сельди. Причем выделение квот происходило за счет других магаданских предприятий. «Хайдук» и «Рекин» под новыми именами вернулись на промысел.
Поскольку ущерб СВМК не спешила возмещать, 9 апреля 2003 года судебные приставы постановили задержать и конвоировать в Магадан ее флот – а именно БМРТ «Богар», «Мыс Блиган», «Профессор Моисеев».
Накануне суда были спешно проданы другой фирме – «Абрис». Гендиректор СВМК срочно вылетел в Южную Корею.
11 апреля 2003 года пограничники обнаружили БМРТ «Богар» и «Профессор Моисеев» на полпути в Пусан. Капитаны судов сообщили, что судовладелец приказал им идти в Корею. Требование остановиться они не выполняли. На предупредительную стрельбу не реагировали.
12 апреля по «Профессору Моисееву» был открыт огонь на поражение. Реактивный снаряд попал в левый борт в кормовой части выше ватерлинии. Капитан решил дальше не рисковать и прекратил бегство. Остальные суда, которым надлежало быть под арестом, также были задержаны.
Послесловие
Как видим, попытки России ослабить пресс на ресурсную базу дальневосточных морей за счет уменьшения квот или запрета промысла для иностранного флота, терпят фиаско. Иностранцы продолжают здесь работать, часто занимаясь откровенным грабежом, подставляя под огонь российские экипажи.
Операция «Внедрение», организованная зарубежными фирмами на территории нашей страны, продолжается.